Победители Всероссийского конкурса детских музейных программ 2014
в рамках Всероссийского профессионального форума
«Музей и детская культура:
активное участие, игра и удовольствие»
1.
Государственный музей-заповедник «Царицыно». «Смотрим» картину. Программа для слепых. Авторы: Александр Сергеевич Новиков, Людмила Николаевна Куркина.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://www.slideshare.net/alexeychervyakov9/ss-38020545Что особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Модельный проект, на примере которого можно отрабатывать важные методологические позиции, касающиеся работы музеев с посетителями с особыми потребностями. Хорошо проработаны партнерские связи и грамотно проведена экспертиза программы. Найдены точные приемы работы, которые дают возможность компенсировать отсутствие зрительного опыта у посетителей, помогают проникнуть в смыслы музейных объектов.
2. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Игровая семейная выставка «Сокровище моё!». Автор: Маргарита Сергеевна Обшивалкина.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://www.slideshare.net/ritaobshivalkina/c-38163987Что особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Игровая программа, в полной мере задействующая игру и воображение, сочетает принципы интерактивности и культуры участия. Проект правильно выстроен с точки зрения современной педагогики – идет от самого ребенка и стимулирует создание собственных текстов культуры. В него вовлекаются и семейные истории, и межпоколенческий опыт. Проект предполагает эмоциональную сопричастность к музейной деятельности. Дети учатся внимательному отношению к предмету и его интерпретациям.
3. Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева.
Интерактивная передвижная выставка «Остров открытий». Авторы: Лидия Александровна Васильева, Елена Николаевна Михеечева, Ольга Владимировна Чубарова, Юлия Вадимовна Шубина, Елена Александровна Чусова, Анна Александровна Андреева.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://www.slideshare.net/gistologia/ss-38245221Что особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Привлекает мобильность выставки, ее возможность вовлекать всю семью и располагаться в любом пространстве. Большой плюс – модульный принцип организации экспозиции. Профессионально построенная игровая среда Hands on, качественных примеров которой нам по-прежнему не хватает. Очень важно: равноправное взаимодействие детей и родителей, совместно вовлеченных в процесс познания.
4. Музей современного искусства PERMM. Образовательный проект «За П-ARTой: пермские школьники о паблик-арте». Автор: Анастасия Николаевна Шипицина
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://prezi.com/nm2peoqb920a/?utm_campaign=share&utm_medium=copyЧто особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Пример грамотной работы музея с молодежной аудиторией через обращение к современной культуре позволяет говорить о том, как вовлеченность в современное искусство может влиять на жизненные и ценностные установки молодых людей, на позицию горожанина. Проект замечателен включенностью команды музея и работает в Перми с самой болезненной городской тематикой. Сильные стороны проекта – вовлечение, чувство юмора, активная коммуникация, актуальная интерпретация коллекции. Отличная содержательная современная презентация.
5. Пермская государственная художественная галерея. Литературно-выставочный проект «Сказка о Пермском крае». Авторы: Зинаида Михайловна Сурова, Ольга Валерьевна Усанова.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://es.slideshare.net/olgausanova/ss-38324348Что особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Пример удачного партнерства музея и профессионального художника-иллюстратора. Необычное сочетание выставки и книжки для семейного чтения и обсуждения: выставка-игра для детей как первое знакомство со знаменитой коллекцией деревянной скульптуры, и, в то же время, как презентация музейного издания. Много интерактивных элементов, наполненных смыслом. Модельный пример очень простой, казалось бы, выставки для маленьких детей, в которую, тем не менее, заложены большие возможности. Затронута общезначимая для такого рода проектов проблема: как добиться того, чтобы родители хотели остаться в игровом пространстве не меньше, чем дети, и не воспринимали выставку как игровую комнату в супермаркете.
6. Балтийский филиал Государственного центра современного искусства. Образовательная инициатива «АБВ: система визуальных координат». Автор: Зинаида Викторовна Шершун.
Ссылка на on-line презентацию проекта: https://docs.google.com/presentation/d/1jaASU-9vW2Gy1Tmz15YWFsibAXLfnVcgdL8hL7lAAqM/edit?usp=sharingЧто особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Проект, хорошо работающий с современным горожанином, имеет очевидные выходы в социальное и художественное творчество. На его примере может обсуждаться движение в сторону проектов в русле Peer-to-Peer (от равного к равному), когда подростки и молодые люди совместно с кураторами планируют и осуществляют программы для своих ровесников. Привлекательна идея создания авторской книги.
7. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово». Музейно-театральная программа «Дачная лихорадка, или 22 невинных удовольствия». Автор: Анастасия Анатольевна Журавлева.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://www.slideshare.net/slideshow/embed_code/38328057Что особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Увлекательная программа для семейной аудитории – грамотное содержательное наполнение и планирование всех частей проекта, максимальное использование существующих ресурсов. Сильный по смыслу и содержанию проект, привлекающий, с одной стороны, своей технологичностью, а с другой стороны, индивидуальностью и тактом. Опыт проекта может быть полезен не только литературным музеям и способен стать отправной точкой для обсуждения многих проблем в области работы с семьей: равное вовлечение детей и взрослых, их взаимодействие друг с другом и с сотрудниками музея, чередование видов деятельности. Пример убедительного мониторинга.
8. Государственный музей политической истории России, филиал Детский музейный центр исторического воспитания. Проект музейно-школьного партнерства «Луч света в блокадной тьме». Автор: Анна Денисовна Рапопорт.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://www.slideshare.net/Julia_Mackiewich/ss-38428750Что особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Сильный по смыслу и уровню реализации проект в духе культуры участия – пример партнерства школьных и музейных педагогов, включающий самостоятельную исследовательскую работу детей, работу с семейными архивами, участие школьников в создании выставки. Работа с памятью и историей, развивающая исследовательские компетенции школьников и, в то же время, проблематизирующая взаимоотношения учитель-ученик, ребенок-взрослый. Структурно продуманный и научно фундированный проект, оставляющий пространство для самостоятельного выражения детей и открытого обсуждения результатов. Замечательный материал для дискуссии о приобщении к истории, взаимоотношениях поколений, об интерпретации травматичных событий недавнего прошлого. Точно представлены перспективы развития проекта.
9. Государственный литературный музей.Студия «Сказка выходного дня». Автор: Ксения Андреевна Белькевич.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://www.slideshare.net/muzeiskazka/2013-19298311Что особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Проект работает с актуальной проблемой увеличения числа нечитающих детей. Грамотно выстроенные партнерские отношения, дифференцированный подход к разным возрастным группам, к «старичкам» и «новичкам» в программе, готовность к новым формам коммуникации. Опыт студии интересен именно в своем развитии – от выставок иллюстраций к сказкам до комплексных семейных программ. Важный вопрос для обсуждения: что делать музею, которому удалось стать популярным местом семейного досуга, чтобы не потерять приобретённого посетителя, как поддерживать интерес у «завсегдатаев» и при этом вовлекать новую аудиторию?
10. Международное общество «Мемориал». Игровая программа «Хранители». Автор: Александра Владимировна Поливанова.
Ссылка на on-line презентацию проекта: http://prezi.com/koo5fogz6puy/?utm_campaign=share&utm_medium=copyЧто особенно отмечено экспертами как достоинства проекта:Важный пример занятий-размышлений на актуальнейшие темы: о трагических событиях недавней истории, в интерпретации которых в обществе по-прежнему отсутствует консенсус. Проект предполагает настоящее соучастие ребенка-подростка, самостоятельное постижение судеб прошлого, увиденных глазами сверстников. Соотнесение историй побуждает детей поговорить с родителями, обратиться к домашним архивам, что создает возможность для продолжения диалога о памяти и беспамятстве, о человеческом достоинстве, системе ценностей и смысле жизни. Проект демонстрирует примеры грамотной работы с устной историей и интересен в динамике: авторы анализируют свои ошибки и предлагают новые способы решения.
Подробнее о форуме 2014: концепция и условия участия